Есть потребность в уточнении и разработке целого ряда положений теории нравственного воспитания
Мы находимся в глубокой морального кризиса Теория нравственного воспитания в значительной степени является идеологизированной
Одной из главных тенденций формирования духовного облика современного человека должно стать осознание библейской истины:
\"возлюби ближнего как самого себя\" Человек, который устанавливает связь с другими людьми, должен осознать значимость другого субъекта как равного себе, осознать эмоциональную близость с ним
Каждая личность имеет собственную волю, автономность, суверенность, неповторимую индивидуальность
Каждая личность в процессе самореализации, сталкиваясь с реалиями жизни, может достигнуть нравственной зрелости Только в процессе максимального духовного, практического напряжение на определенном этапе морального р развития она берет на себя полную ответственность за свои действия и поступкии.
Процесс нравственного воспитания студентов мы определяем как интегративное качество Его результатом должен стать высокий уровень нравственной культуры, нравственной воспитанности будущего специалиста
Моральный культуру студента мы также определяем как интегративное качество, проявляющееся прежде всего в системе нравственных знаний, умений и отношений ее стержнем является нравственный идеал личности
Любая практическая деятельность человека базируется на понимании важности и пользы такой деятельности Без высокой нравственной грамотности специалист не сможет выполнить свои профессиональные обязанности Однако действенность ь нравственного образования проявляется не только в знании основных положений морали, умении теоретически решать профессионально-нравственные проблемы, а прежде всего в формировании высоких моральных убеждений, мотивов эт единкы, самих поступковів.
Нравственные отношения является третьим, самым важным, компонентом нравственной культуры студентов
В процессе формирования нравственной культуры личности отбираются нравственные ценности, составляющие часть общечеловеческих ценностей Формируются моральное сознание и самосознание личности в проце ЭСИ ее взаимодействия с окружающейм.
Индивидуальную сознание отличает от общественной том, что в индивидуальном сознании отражаются как личностные, так и общественные факторы жизни конкретного человека, специфика микро среды, в котором в она живет (табл. 511).
Моральное сознание отдельного студента имеет различные формы и состояния: в виде нравственных чувств и потребностей, взглядов, убеждений
Моральные воззрения - это знание о требованиях морали, общество ставит перед будущим специалистом Моральные воззрения и нравственные убеждения не всегда являются адекватными
Убеждение основываются на знании моральных и профессиональных ценностей, но в отличие от взглядов эти знания имеют эмоциональную окраску, основываясь на личном нравственном опыте - они (убеждения) б базируются на уверенности в справедливости этих нор.
Когда говорят о нравственные чувства, то обычно подразумевают чувство, что чувствует личность, воспринимая явления действительности с точки зрения морали, отталкиваясь от моральных ценностей, представлений
Предметом моральных чувств, интересов становятся профессиональные обязанности согласно профессии
Есть кодексы чести юриста, учителя, врача, психоаналитика и др. - это своеобразные профессиональные свод правил поведения
Все компоненты нравственного сознания имеют относительную автономность и самостоятельность
Позиция специалиста является социально обусловленной но которые факторы не влияли на человека, он является субъектом своей деятельности
В процессе идентификации личности с социальной группой в моральной самосознания человека проявляются моменты несовпадения личного и группового (кланового, сословного, профессионального)
Процесс овладения профессией является одним из ключевых компонентов социализации личности Принципы общечеловеческой морали является основой профессионально-нравственных норм
Наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой
По нашему мнению, есть две причины выделения профессиональной этики
Первая - это конкретизация общих моральных требований для всех без исключения профессий, вторая - возникновение специфических нравственных обязанностей только для тех видов трудовой деятельности, связанные с влиянием н на человек.
Правда, неоспоримое и то, что в профессиональной морали нет ни одной нормы, в которой бы не было аналогий среди общих нравственных представлений
Профессиональная этика изучает, как моральные требования действуют в специфических условиях той или иной профессии
Даже ребенок не способен действовать разумно без минимума знаний о себе
Необходимым условием профессиональной деятельности специалиста служит моральное самосознание Во самосознанием студента мы понимаем: осознание и оценку своих действий, поступков и их последствий, потребностей, мнений, морал льного лица, идеалов, мотивов поведения, оценки себя, своих жизненных и профессиональных целоей.
Нравственное самоуправления поведением содержит три аспекта: процесс самоорганизации, процесс самоконтроля и саморегуляции
Профессиональный долг, его осознание является одним из главных мотивов творческой деятельности
Поэтому формирование глубоко осознанного чувства профессионального долга является одной из главных задач нравственного воспитания студентов
В педагогике чаще всего преобладают три направления в оценке нравственного развития детей и взрослых:
1 функциональный атомарный подход (НВ Ефременко, ЛО Иванова, НЕТ Монахов и др.), рекомендует опираться на многочисленный перечень моральных качеств (трудолюбие, гуманность, коллективизм, честность, бережлив ность, скромность, дисциплинированность, вежливость и др.ь та ін.).
2Интегрований подход (ЛИ Вожович, BC Мерло, МС Неймарк и др.), предлагает опираться на какой-то один, максимально широкий критерий, позволяющий выявить и кратко зафиксировать главный стержень лич стости, определяющий обычную линию его поведения (моральная готовность воспитанника и др. та ін.).
3 Комплексный, интегрально-аналитический подход (БП Би-тинас, ОВ Зосимовський и др.), в котором интегративный подход играет роль ведущего метода изучения воспитанности; функциональный - вспомогательного
Нравственность конкретного человека - это усвоена, внутренне принята общественная мораль, регулирующим ее индивидуальное поведение и опирается на мировоззренческие убеждения и чувство совести
По нашему мнению, нравственное развитие личности можно разделить на три этапа (уровни), в зависимости от способа регулирования нравственного поведения - от чисто внешних к чисто внутренних:
1 Элементарный уровень нравственности, имеет место от рождения И хотя до появления сознания морали еще нет, все же этот начальный период человеческой жизни является очень важным для будущего нравственного поведения кки.
С появлением сознания личность, формируется, начинает интенсивно усваивать зачатки нравственной культуры определенного общества путем подражания, копирования поведения взрослых и своих сверстников, а и акож путем непосредственного внушения того, как надо и как не надо вести себя Главными достижениями первого уровня можно считать усвоения ребенком простейших норм морали, азбуки культуры поведения, развитие у него элементарной дисциплинированности, элементарной солидарности с людьми, которые окружают, доброжелательности, сочувствиюя.
Уровень ориентации в основном на внешние моральные регуляторы На этом уровне личность в своем моральном поведении еще ориентируется на внешний мир, но развиваются и приобретают все большее значения ния внутренние мотивы: чувство стыда, чувство чести (личной и коллективной), самолюбие, чувство соревнования (в некоторых проявлениях его называют \"белой завистью **) - важное качество, без которого невозможно нравственное формирование личностистості.
Уровень морального саморегулирования, т.е. такого регулирования, когда человек ведет себя морально не потому, что ему за это заплатят, одобрят ли осудят (в случае совершения определенных действий), а потому, что морал льна поведение стало для нее потребностью, нормой жизни Такое поведение предполагает бескорыстие, честность, доброжелательность, развито чувство собственного достоинства, высокое чувство долга, ответственность и совестиь.
Одной из главных целей нравственного воспитания студентов является достижение третьего уровня регулирования поведения, формирование глубокой потребности в нравственном самовоспитании
Учебно-трудовые, коммуникативные ситуации, которые \"проживают\" будущие специалисты в вузах, всегда должны содержать морально-аналитический компонент Стимулирование процессов морального анализа и самоанализа является одним из из наиболее перспективных путей формирования высокого уровня нравственной культуры и нравственной воспитанности будущих специалистового фахівця.
Создание условий творческой самодеятельности в вузе является одной из главных проблем нравственного формирования специалиста Полноценный нравственное развитие студента не будет происходить в атмосфере скуки, репродуктивных форм м обучения Создание атмосферы сопричастности к жизни вуза, курса, страны - эмоциональная условие нравственного развития специалистовця.
Ключевым условием эффективности нравственного воспитания студентов является построение отношений доверия, взаимоуважения, ответственности за себя и других, взаимно требовательности Это возможно только в тех вузах, где оптимально происходит процесс самоуправления студентев.
Студенческое самоуправление - не просто одна из конкретных форм демократизации высшей школы, этот феномен может стать школой высокой нравственности и чувства общественного долга
Большую роль в нравственном развитии студентов играют нравственные идеалы
Главные функции, которые выполняет нравственный идеал, - это регулятивная, стимулирующая, ориентировочная, оценочная, критическая Все эти функции взаимосвязаны Нравственный идеал является органическим единством рационального и эмоционального в Он может проявляться через оценочные суждения (духовный уровень), через эмоционально-волевые побуждения, стремления, намерения (духовно-нравственные отношения), через действия и поступки (практические отношения и уровеньнь).
Важным показателем нравственного идеала личности является его глубина, ясность, конкретность моральных ценностей, взаимосвязь и взаимозависимость (иерархия) их Процесс нравственного воспитания большей частью шого зависит от роли самой личности, которая формируется в этом процессі.
Современные ученые пришли к выводу, что нравственное воспитание является одним из главных факторов формирования современного специалиста
Мораль нельзя ни \"привить\", ни \"выработать\" путем различных внешних воздействий Этот процесс намного сложнее и всегда происходит с помощью самой формирующейся
Моральное сознание студентов формируется в процессе и под влиянием всех различных видов деятельности Ведущей деятельностью студентов является учебно-познавательная, содержащий элементы всех других видов дея ьность - трудовой, художественной, природоохранной, спортивной, патриотической и ин.
Именно в процессах деятельности и общения необходимо создавать такие условия, которые усилят переживания студентами внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем морального развития, моральную ак Активность студентов, их учебно-познавательную деятельность, нравственное самосовершенствование.