Цель и содержание воспитания обусловлены общественно-экономическими потребностями Занимаясь такой сложной сферой деятельности, как воспитание, нужно иметь четкую программу
Процесс воспитания имеет характер преемственности и непрерывности Поэтому подрастающие поколения должны использовать духовные достижения предыдущих поколений, богатство общечеловеческих и национальных морально-ду уховних цинностей.
Определяя программу воспитания, следует выделить ее содержательные компоненты:
• формирование национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать для расцвета государства, готовности ее защищать;
• обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщине-матери, культуры и истории родного народа;
• формирование высокой языковой культуры, овладения украинским языком;
• привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Украину;
• воспитание духовной культуры личности и создание условий для свободного выбора ею мировоззренческой позиции;
• утверждение принципов общечеловеческой морали - правды, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия, других добродетелей;
• формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина;
• обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охрана и укрепление здоровья;
• воспитание уважения к Конституции, законодательства Украины, государственной символики;
• формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью;
• обеспечение высокого художественно-эстетической образованности и воспитанности личности;
• формирование экологической культуры человека, гармонии его отношений с природой;
• развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение их реализации;
• формирование у детей и молодежи умения межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений
Для реализации программы необходимо иметь воспитательный идеал, тот духовный маяк, освещающий путь социализации каждой личности в течение жизни Воспитательным идеалом нашей молодежи должно быть служение Родине и своему народу на основе общечеловеческих и национальных морально-духовных цинностей.
Принципы воспитания - это исходные положения, основы, принципы, которые составляют фундамент содержания, форм, методов и приемов воспитательного процесса
Процесс воспитания основывается на следующих принципах: народности, демократичности, природовидповидности, гуманизма, непрерывности, индивидуализации и дифференциации, единства воспитания и жизнедеятельности, ет тнизации, последовательности и систематичности, культуровидповидности.
Критерием воспитанности личности является не только знание законов, правил и норм поведения, но и, прежде особенности конкретных действий в соответствии с установленными правилами и нормами Такие критерии не могут быть универсальными, поскольку в каждом конкретном социальной среде есть свои нормы и правила, а значит, свой уровень определения воспитанности человека Надо также учитывать возраст к, уровень социального опыта и т.д. Можно лишь приближенно определить уровни воспитанности: высокий, средний, низкий Можно также указать на отдельные признаки проявления в деятельности определенных физических и социально-пси хичних качеств, характерных для разного уровня воспитанности (рис 39. 39).
Общая структура процесса воспитания включает в себя концепции, закономерности, мотивы, цели, принципы, содержание, источники, методы и средства Они хорошо просматриваются в следующей схеме (рис. 40)

Рис 39 Качества личности, характеризующие уровень его воспитанности

Рис 40 Общая структура процесса воспитания